Школьная психологическая служба
Цель: формирование – активной личности обучающегося, сочетающей в себе высокие нравственные качества, профессионализм, творческую индивидуальность, гуманистическое отношение к миру через создание системы сопровождения субъектов образовательного процесса
Задачи:
- содействие полноценному личностному и интеллектуальному развитию обучающихся на каждом возрастном этапе, содействие формированию УУД: личностных обеспечивающих умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм, а также ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях; регулятивных обеспечивающих организацию обучающимися своей учебной деятельности; познавательных обеспечивающих общеучебные действия; коммуникативных обеспечивающих социальную компетентность и учет позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
- создание условий для обеспечения индивидуального и личностного подхода к каждому обучающемуся через работу с педагогами;
- осуществление психологического сопровождения развития обучающегося;
- профилактика и участие в преодолении отклонений в интеллектуальном и личностном развитии обучающегося;
- содействие в приобретении обучающимися психологических знаний, умений и навыков, необходимых для продолжения образования, построения карьеры, профессиональной деятельности, достижения успеха в жизни;
- содействие обучающимся в выборе индивидуального образовательного маршрута;
- содействие педагогическим работникам, родителям (законным представителям) в воспитании обучающихся, в формировании принципов взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности;
- содействие в гармонизации социально - психологического климата в образовательном учреждении;
- психологическое обеспечение образовательных программ с целью адаптации их содержания и способов освоения к интеллектуальным и личностным возможностям и особенностям обучающихся;
- участие в комплексной психолого-педагогической экспертизе профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений, образовательных программ и проектов, учебно-методических пособий;
- осуществление коррекционной работы в рамках ювенальных технологий.
СОЗДАНИЕ КОМФОРТНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СРЕДЫ В ГИМНАЗИИ ПРЕДПОЛОГАЕТ:
- содействие полноценному личностному и интеллектуальному развитию обучающихся на каждом возрастном этапе;
- обеспечение индивидуального подхода к каждому обучающемуся на основе его психолого - педагогического изучения;
- профилактика и преодоление отклонений в интеллектуальном и личностном развитии обучающихся.
Сохранение соматического здоровья: соответствие процесса роста и развития биологическим законам и социальным потребностям; достигнутый уровень физической работоспособности, отражающий функциональные возможности организма.
Сохранение психического здоровья: осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я»; адекватность психических реакций силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям; способность к самоуправлению поведением в соответствии с социальными нормами, правилами, законами; способность планировать свою собственную жизнь и реализовывать это; способность изменить способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств.
Сохранение социального здоровья: адаптация в референтных группах – семья, группа; уравновешенность процессов социализации и индивидуализации; выработка индивидуального стиля поведения; наличие самоконтроля и саморегуляции поведения в зависимости от обстоятельств; общая средовая адаптация – интеграция в общество.
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА
Проектная деятельность – работа над социально-значимыми проектами, как совместно с обучающимися, так и индивидуальная.
Психологическое просвещение – приобщение педагогического коллектива, обучающихся и родителей к психологическим знаниям.
Психологическая профилактика – работа по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии обучающихся.
Психологическое консультирование – оказание помощи в решении возникнувших вопросов, с которыми обращаются педагоги, обучающиеся, родители.
Психодиагностика – углубленное проникновение психолога во внутренний мир обучающегося. Результаты психодиагностического исследования дают основание для заключения о дальнейшей коррекции или развитии обучающегося, об эффективности профилактической или консультативной работы, проведенной с ним.
Психокоррекция – устранение отклонений в психическом и личностном развитии обучающегося, работа по развитию способностей, формирование его личности.
Психокоррекционная работа подразделяется на:
- Развивающую и коррекционную работу.
- Групповую развивающую коррекционную работу.
Экспертная работа – участие в консилиумах, комиссиях, административных совещаниях по принятию каких-либо решений, требующих психологического разъяснения ситуации.
Организационно-методическая работа – анализ и планирование деятельности, анализ научной и практической литературы для подбора инструментария, разработка развивающих и коррекционных программ, супервизорство, посещение совещаний и методических объединений.