Функциональная грамотность
Общая информация
Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Индикатором качества образования в части формирования функциональной грамотности является международное исследование PISA. Исследование PISA ставит своей целью проверку наличия таких умений, которые должны помочь молодежи в их «взрослой» жизни.
Составляющие функциональной грамотности:
- Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
- Естественно-научная грамотность - способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.
- Математическая грамотность - способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
- Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
- Креативное мышление.
- Глобальные компетенции. Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности:
- критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;
- осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;
- вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.
Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях
развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.
Банк заданий
- Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности
- Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности (VII-IX классы)
- Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся
- Цифровая школа Оренбуржья
Документы
- Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Министерства просвещения Российской Федерации от 06.05.2019 № 590/ 219 «Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся»
- Письмо Министерства просвещения РФ от 12 сентября 2019 года № ТС-2176/04 «О материалах для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся»
- Приказ министерства образования Оренбургской области от 17.09.2021 № 01-21/1502 "Об организации работы по повышению функциональной грамотности"
- муниципальный план мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций
- план мероприятий МОАУ "Гимназия №1" по повышению функциональной грамотности
Мероприятия
Марафон функциональной грамотности
Программа онлайн-марафона доступна по ссылке.
Ссылки на трансляции:
6 декабря:
10:00 Открытие марафона. Встреча в студии Академии с заместителем Министра просвещения Российской Федерации
А.В. Зыряновой. Ссылка
12:00 Дискуссионный клуб со студенческими лидерами общественного мнения педагогических вузов. Ссылка
14:00 Дискуссионная площадка «Качество образования и функциональная грамотность». Ссылка
16:00 Диалог на тему: «ФГОС и PISA: единство требований к образовательным результатам». Ссылка
7 декабря:
10:00 Специальный выпуск семинара «Вектор образования: вызовы, тренды, перспективы». Ссылка
12:00 Публичная лекция «Успеваемость и неуспеваемость: почему дети испытывают трудности в обучении». Ссылка
14:00 Вебинар «Особенности формирования функциональной грамотности обучающихся центров цифрового
образования «IT-куб». Ссылка
16:00 Вебинар «Практико-ориентированные задания как средство развития функциональной грамотности». Ссылка
8 декабря:
10:00 Диалог на тему: «Читательская грамотность как ключ ко всем видам функциональной грамотности». Ссылка
12:00 Вебинар «Функциональная грамотность руководителя». Ссылка
14:00 Вебинар «Практики формирования функциональной грамотности школьников с использованием оборудования центра
«Точка роста». Ссылка
16:30 Встреча с А. Шляйхером, директором по образованию и навыкам ОЭСР. Ссылка
9 декабря:
10:00 Просветительская лекция «Формирование навыков 21 века». Ссылка
12:00 Публичная лекция «Педагог XXI века: ключевые навыки». Ссылка
14:00 - Вебинар «Развитие функциональной грамотности обучающихся с использованием ресурсов детского технопарка
«Кванториум». Ссылка
16:00 Вебинар «Развитие математической грамотности». Ссылка
10 декабря:
10:00 Вебинар «Развитие естественно-научной грамотности». Ссылка
12:00 Вебинар «Организация методической работы по формированию функциональной грамотности в
образовательной организации». Ссылка
14:00 Анализ результатов самодиагностики управленческих команд школ РФ по основным направлениям
функциональной грамотности. Ссылка
16:00 Подведение итогов. Закрытие марафона. Ссылка
Дополнительная информация